Методология оценки автотранспорта
Рыночный подход (сравнительный) основывается на анализе цен покупки и продажи транспортных средств, сложившихся в данный момент на первичном и вторичном рынке. В качестве исходной информации для определения рыночной стоимости транспортных средств использованы данные торгующих организаций, периодических и справочных изданий.
Применение сравнительного подхода заключается в последовательном выполнении следующих действий:
- подробное исследование рынка с целью получения достоверной информации обо всех факторах, имеющих отношение к объектам сравнимой полезности;
- определение подходящих единиц сравнения и проведение сравнительного анализа по каждой единице;
- сопоставление исследуемого объекта с выбранными объектами сравнения с целью корректировки их продажных цен или исключения из списка сравнимых;
- приведение ряда показателей стоимости сравнимых объектов к одному или к диапазону рыночной стоимости исследуемого объекта.
При корректировке продажных цен объектов сравнения все поправки делаются для объектов сравнения с последующим применением средневзвешенного показателя стоимости к оцениваемому объекту.
Затратный подход при оценке транспортных средств основывается на том, что в качестве стоимости оцениваемого транспортного средства принимаются затраты на его изготовление.
Определение на дату оценки стоимости Сост расчетным методом в рамках затратного подхода проводится по формуле:
С ост = С о х (1- И ф) х (1 - Им), где
Со - значение стоимости нового транспортного средства базовой комплектации на дату оценки (или БУ автомобиля более позднего выпуска, с меньшим износом), тыс. руб.;
Иф - физический износ транспортного средства на дату оценки;
Им - моральный износ транспортного средства на дату оценки.
Внешний износ для автотранспортных средств отсутствует.
Расчет физического износа с учетом возраста и пробега транспортного средства с начала эксплуатации проводится по формуле:
И тс = 100 х (1- е -Ω), где
е - основание натуральных логарифмов;
W - функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.
Вид функции W для различных видов транспортных средств определяется в соответствии с данными таблицы НИИАТ
В качестве аналога для снятых с производства автомобилей, может использоваться автомобиль бывший в эксплуатации, но боле позднего выпуска с меньшим пробегом, считая при этом его стоимость как базовую (ПВС), тогда относительная стоимость оцениваемого автомобиля может быть рассчитан по формуле:
С 2 = С1 х е -(Ω2-Ω1), где
С 2 - рыночная стоимость оцениваемого автомобиля относительно базового (более позднего выпуска);
С 1 - стоимость базового автомобиля более позднего выпуска с меньшим пробегом;
Ω1 - функция базового автомобиля с соответствующим возрастом и пробегом;
Ω2- функция для оцениваемого автомобиля.
Моральный износ транспортного средства характеризуется в основном действием объективных факторов и приводит к изменению стоимости транспортных средств, вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда в автомобилестроении на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа. Моральный износ транспортных средств обусловлен изменениями функциональных характеристик, дизайна, эргономических показателей, соответствия требованиям безопасности, отношения суммы функциональных возможностей, к сумме ресурсов, необходимых для их реализации.
Расчет морального износа транспортного средства производился по следующей формуле:
И м = ∑ М мр
Расчет первого фактора, учитывающего снятие транспортного средства с производства, производится по формуле:
ИМ1 = 2*Тсн, при Тсн ≤10 лет,
И М1 =20 %. При Т > 10 лет;
где Тсн - срок, прошедший с даты снятия транспортного средства с производства до даты оценки, лет. Оцениваемое транспортное средство не снято с производства. Таким образом, ИМ1 = 0.
Значение второго фактора морального износа Им2, учитывающего попадание транспортного средства до даты оценки в дорожно-транспортное происшествие, равно Им2 = 5%
Значение третьего фактора морального износа Им3, учитывающего количество владельцев транспортного средства при количестве владельцев транспортного средства более трех по данным регистрационных документов равно Им3 = 20%.
Определяются стоимости дополнительного или замененного оборудования с учетом разности износа базового комплекта и дополнительно установленного. Стоимость добавляется к стоимости замещения, рассчитанной с учетом накопленного износа.
|