Оценка нематериальных активов (НМА)
Активы любой коммерческой структуры (предприятия, компании) подразделяются на две большие группы. Первая группа - это материальные активы (активы, имеющие конкретное стоимостное выражение), сюда относятся, например, здания, сооружения, строения, оборудование, инструменты, денежные активы компании. Вторая группа - нематериальные активы (НМА). Можно сказать, что оценка НМА - самая деликатная часть оценки бизнеса в целом. Нематериальные активы - это идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической (по другому говоря, материально-вещественной) формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в повседневной хозяйственной деятельности. НМА - активы, способные приносить доход и приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года). Чаще всего, оценка нематериальных активов (НМА) требуется при решении конкретных задач, связанных с использованием имущественных прав на данные нематериальные активы. Основная сложность заключается в необходимости идентифицировать подобные НМА и провести оценку их стоимости. По своей экономической сущности, нематериальные активы принято делить на четыре больших класса:
Интеллектуальная собственность
В соответствии со статьей 138 ГК РФ, интеллектуальной собственностью признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. К интеллектуальной собственности относятся:
Авторские права:
- Право на воспроизведение, распространение и импорт;
- Право на запись и право на подвижные изображения;
- Право на публичный показ или публичное исполнение;
- Право на широкое вещание;
- Право на перевод и переработку произведения.
Смежные с авторскими права:
- Права исполнителей;
- Права производителей фонограмм;
- Права организаций эфирного и кабельного вещания;
- Права на программы для ЭВМ и базы данных.
Патентное право:
- Право на изобретение;
- Свидетельства на полезную модель;
- Право на промышленный образец.
Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции:
- Право на коммерческую тайну;
- Право на пресечение недобросовестной конкуренции.
Средства индивидуализации:
- Товарные знаки;
- Фирменные наименования;
- Наименования мест происхождения товаров.
Нетрадиционные объекты ИС:
- Открытия;
- Рационализаторские предложения;
- Топологии интегральных микросхем;
- Селекционные достижения.
Имущественные права
Субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.). (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002)
(В нашем случае подразумеваются права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами. Подтверждением таких прав служит договор аренды, лицензия и т.п.)
Отложенные, или отсроченные расходы
Подразумеваются организационные расходы (гонорары юристам за составление и подготовку учредительных документов, консультации, услуги по регистрации фирмы и т.д.), в типовом случае эти расходы осуществляются в момент создания предприятия.
Деловая репутация фирмы (гудвилл)
Деловую репутацию фирмы можно оценить как разность в стоимости покупки предприятия, единого имущественно-хозяйственного комплекса, и балансовой ценой его чистых активов, основных фондов. Гудвилл возникает в случае, если компания на протяжении длительного времени получает стабильные прибыли, доход на активы (собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов.
Бухгалтерская оценка НМА имеет специфические особенности по сравнению с оценкой активов материальных. Это обуславливается особыми качественными характеристиками наметериальных активов - например, отсутствием материально-вещественной структуры, именно поэтому оценка нематериальных активов начинается с признания факта их создания.
Нематериальный актив отражается в отчетности компании в том случае, когда его использование позволит в будущем получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т. д.
Для достижения наиболее точной оценки нематериальных активов, оценки НМА, следует прежде всего четко классифицировать оцениваемый объект, а в дальнейшем выбрать наиболее корректные, правильные методы оценки. Нематериальные активы принимаются к учету в соответствии с ПБУ 14/2007 по фактической (первоначальной) стоимости. Изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.
|