Телефон: +7 (495) 675-16-11
 
Оценка недвижимости
Оценка предприятий/бизнеса
Оценка машин и оборудования
Оценка нематериальных активов
Оценка ценных бумаг
Прочая оценка
Консалтинг
Разработка инвестиционных проектов
Экспертиза отчетов
Сотрудничество
Полезная оценочная информация
Правила работы
Трудные случаи
Управление качеством
Библиотека
Понятия и определения
Методология оценки недвижимости
Методология оценки бизнеса
Методология оценки земельного участка
Методология оценки оборудования
Методика оценки транспорта
Договор на оценку
НОВОСТИ

Оценка нематериальных активов

Оценка нематериальных активов (НМА)

Активы любой коммерческой структуры (предприятия, компании) подразделяются на две большие группы. Первая группа - это материальные активы (активы, имеющие конкретное стоимостное выражение), сюда относятся, например, здания, сооружения, строения, оборудование, инструменты, денежные активы компании.
Вторая группа - нематериальные активы (НМА). Можно сказать, что оценка НМА - самая деликатная часть оценки бизнеса в целом. Нематериальные активы - это идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической (по другому говоря, материально-вещественной) формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в повседневной хозяйственной деятельности. НМА - активы, способные приносить доход и приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).
Чаще всего, оценка нематериальных активов (НМА) требуется при решении конкретных задач, связанных с использованием имущественных прав на данные нематериальные активы. Основная сложность заключается в необходимости идентифицировать подобные НМА и провести оценку их стоимости.
По своей экономической сущности, нематериальные активы принято делить на четыре больших класса:

Интеллектуальная собственность

В соответствии со статьей 138 ГК РФ, интеллектуальной собственностью признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. К интеллектуальной собственности относятся:

Авторские права:

  • Право на воспроизведение, распространение и импорт;
  • Право на запись и право на подвижные изображения;
  • Право на публичный показ или публичное исполнение;
  • Право на широкое вещание;
  • Право на перевод и переработку произведения.

Смежные с авторскими права:

  • Права исполнителей;
  • Права производителей фонограмм;
  • Права организаций эфирного и кабельного вещания;
  • Права на программы для ЭВМ и базы данных.

Патентное право:

  • Право на изобретение;
  • Свидетельства на полезную модель;
  • Право на промышленный образец.

Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции:

  • Право на коммерческую тайну;
  • Право на пресечение недобросовестной конкуренции.

Средства индивидуализации:

  • Товарные знаки;
  • Фирменные наименования;
  • Наименования мест происхождения товаров.

Нетрадиционные объекты ИС:

  • Открытия;
  • Рационализаторские предложения;
  • Топологии интегральных микросхем;
  • Селекционные достижения.

Имущественные права

Субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.). (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002)

(В нашем случае подразумеваются права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами. Подтверждением таких прав служит договор аренды, лицензия и т.п.)

Отложенные, или отсроченные расходы

Подразумеваются организационные расходы (гонорары юристам за составление и подготовку учредительных документов, консультации, услуги по регистрации фирмы и т.д.), в типовом случае эти расходы осуществляются в момент создания предприятия.

Деловая репутация фирмы (гудвилл)

Деловую репутацию фирмы можно оценить как разность в стоимости покупки предприятия, единого имущественно-хозяйственного комплекса, и балансовой ценой его чистых активов, основных фондов. Гудвилл возникает в случае, если компания на протяжении длительного времени получает стабильные прибыли, доход на активы (собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов.

Бухгалтерская оценка НМА имеет специфические особенности по сравнению с оценкой активов материальных. Это обуславливается особыми качественными характеристиками наметериальных активов - например, отсутствием материально-вещественной структуры, именно поэтому оценка нематериальных активов начинается с признания факта их создания.
  • Нематериальный актив отражается в отчетности компании в том случае, когда его использование позволит в будущем получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т. д.

  • Для достижения наиболее точной оценки нематериальных активов, оценки НМА, следует прежде всего четко классифицировать оцениваемый объект, а в дальнейшем выбрать наиболее корректные, правильные методы оценки. Нематериальные активы принимаются к учету в соответствии с ПБУ 14/2007 по фактической (первоначальной) стоимости. Изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    © 2008 ООО Объединенная Компания Независимых Оценщиков
    заказ создание сайтов в Москве megagroup.ru
     
    Оценка нематериальных активов, оценка нма, оценка стоимости нематериальных активов, оценка интеллектуальной собственности